Написать сообщение

Ваше имя
Ваш e-mail
Ваше сообщение
Живопись Санкт-Петербурга Лучшее
  
Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Петербург
Графика
Арт Видео
Написать

живопись Санкт-Петербурга
Искусство в сети

нормативные акты

мастерские художников

реклама на сайте

RSS


Подпишитесь на наши новости:


Глебова Татьяна (1900-1985)


Пахомов Алексей (1900-1973)

Рекомендуем


Успенский А.И.
Историческая панорама. 1912 г.
Купить Успенский А.И.  Историческая панорама. 1912 г.


Ленинград новогодний.
Открытки разных лет
Купить Ленинград новогодний. Открытки разных лет


Наводнение
Сентябрь 1924 года
Купить Наводнение Сентябрь 1924 года


Петербургские школяры
Форменная одежда 1830 г.
Купить Петербургские школяры Форменная одежда 1830 г.


Первые автомобили Петербурга
Фотографии XIX-XX в.в.
Купить Первые автомобили Петербурга Фотографии XIX-XX в.в.



Выставки СПб: 25.01-12.03.2013 Альфред Эберлинга «Фотограф Серебряного века» в Музее истории фотографии

Выставка Альфред Эберлинг — фотограф Серебряного века«Альфред Эберлинг. Четко и красиво, поэтично и холодно звенит это сочетание слов.…Не придет в голову, что так зовут акцизного чиновника или владельца табачной лавочки. Это имя поэта, и он действительно поэт, поэт красок. Его краски — стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова…» (журнал «Наша Родина», 1909 г.).



Альфред Эберлинг — сегодня это имя знакомо лишь ограниченному кругу художников и художественных критиков, но еще в начале века его фамилию можно было встретить практически в каждой рецензии об очередной художественной выставке, проходившей в Петербурге. Хорошо его знали и ценили и после революции, хотя некоторых в те годы и смущало его благополучное дореволюционное прошлое...

Альфред Рудольфович Эберлинг (1871 — 1951) прожил долгую и сложную жизнь: ему пришлось познать славу и материальное благополучие, безденежье и неприятие в определенных художественных кругах. Он любил красивых женщин, и они ему отвечали взаимностью, подолгу жил за границей — до революции объездил пол-Европы. Однако большая часть его жизни прошла в Петербурге. Он знал почтение и любовь многочисленных учеников, окружавших его до последнего дня жизни и сохранивших не только память о нем, но его мастерскую, большую часть его архивов.

Сохранились и картины Эберлинга: в Русском и в Театральном музеях в Петербурге, в Бахрушинском в Москве и в периферийных собраниях, в том числе в Барнауле, где он находился в эвакуации. Хранятся его полотна и в частных коллекциях: самая полная находится в Италии — в стране, которую он очень любил и где часто и подолгу жил.

Случилось так, что вновь интерес к нему возник спустя полвека после смерти и по поводу его деятельности совсем не как живописца, а как… фотографа, о чем он, конечно же, не мог предполагать, ибо никогда не относился серьезно к этой стороне своего творчества.

В этом его история в чем-то перекликается с судьбами других художников, ставших классиками мировой фотографии: французов Атже и Лартига, немца Цилле…

В 1898 году, по окончании Академии Художеств по классу И. Е. Репина, Эберлинг вместе с двумя сокурсниками командируется в Константинополь для росписи православного храма в Сан-Стефано.

Судя по записям в его дневнике, 1 февраля они уезжают из Петербурга, а 8 февраля на пароходе «Королева Ольга» отплывают в Константинополь. В том же календаре находим запись от 21 февраля: «Купил фотоаппарат и принадлежности фотографические», и уже 22 февраля: «Проявил первые снимки». Так началось его увлечение светописью, которое продолжалось несколько десятилетий. 

Судя по негативам, сделанным им в Константинополе, он приобрел наиболее доступную и распространенную в ту пору портативную камеру Pocket Kodak, которая впервые появилась в 1895 году. К моменту ее покупки Эберлингом она стала довольно распространенной моделью портативного фотоаппарата, выпущенного фирмой Kodak, начавшей несколькими годами раньше свою экспансию на фотографическом рынке мира.

Можно сказать, что это был прототип современных «мыльниц», с той только разницей, что приличная современная портативная камера — это сложный механизм, снабженный электронным затвором и устройством для автоматической установки экспозиции, который все операции выполняет самостоятельно. Pocket Kodak, которым пользовался Эберлинг, просто не предоставлял фотографу выбора: он отрабатывал одну единственную выдержку при фиксированной диафрагме. Ограниченные возможности камеры предопределяли условия съемки: снимать можно было только на улице и только при достаточно ярком солнечном свете.

Эти обстоятельства плюс солнечная погода в Константинополе позволили Эберлингу получить сразу весьма удовлетворительные результаты. Это придало ему уверенности и сделало полновластным хозяином ситуации: он снимал все, что ему нравилось...

Этот опыт помог Эберлингу на следующий 1899 год сделать еще более удачные снимки в Петербурге. Главная их особенность — удивительное композиционное совершенство. Сказывался глаз художника, натренированный годами обучения, привычкой организовывать материал на холсте или на листе бумаги. Поражает его склонность к живой, неорганизованной или, как позднее будут говорить, репортажной манере съемки. Это поистине необычно, так как основная масса фотографий, дошедших до нас из той поры, отличаются своей застывшей монументальностью. Поэтому и поражают фотографии Эберлинга — живые, непосредственные, сделанные с хода так, что люди, которых он снимает, зачастую не успевают на него среагировать. Можно с большой долей уверенности говорить, что Эберлинг, по сути дела, был первым настоящим “street” фотографом в Петербурге...

На выставке «Фотограф Серебряного века» представлена наиболее полная коллекция работ Альфреда Эберлинга: впервые показываются фотографии Константинополя 1898 года, наиболее полно представлены питерские “street photos”, часть из которых выполнена в технике platinum print, а также демонстрируются портреты русских балерин и небольшая коллекция ню.

Владимир Никитин



Музей истории фотографии  ул. Профессора Попова, д. 23
Часы работы: вторник — суббота, с 13.00 до 17.00

Кураторы выставки: Владимир Загонек и Владимир Никитин

 


 

Art-SPb.Info
19 Января 2013, 23:32
Раздел: Выставки СПб


Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваше имя:


Контактный e-mail (не будет виден остальным):


Текст комментария:


Ответьте, пожалуйста, на вопрос (ответ на русском языке):
6x8




Новости культуры, живопись, графика, альбомы художников | сайт Art-Spb.info: Изобразительное искусство Санкт-Петербурга

нотный магазин джаз Музеи России - Профессионалу музейщику - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
    На главную