Написать сообщение

Ваше имя
Ваш e-mail
Ваше сообщение
Живопись Санкт-Петербурга Лучшее
  
Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail
Петербург
Графика
Арт Видео
Написать

живопись Санкт-Петербурга
Искусство в сети

нормативные акты

мастерские художников

реклама на сайте

RSS


Подпишитесь на наши новости:


Глебова Татьяна (1900-1985)


Пахомов Алексей (1900-1973)

Рекомендуем


Успенский А.И.
Историческая панорама. 1912 г.
Купить Успенский А.И.  Историческая панорама. 1912 г.


Ленинград новогодний.
Открытки разных лет
Купить Ленинград новогодний. Открытки разных лет


Наводнение
Сентябрь 1924 года
Купить Наводнение Сентябрь 1924 года


Петербургские школяры
Форменная одежда 1830 г.
Купить Петербургские школяры Форменная одежда 1830 г.


Первые автомобили Петербурга
Фотографии XIX-XX в.в.
Купить Первые автомобили Петербурга Фотографии XIX-XX в.в.



Заметки искусствоведа: Н. Благодатов. Действенная созерцательность. К выставке Бориса Борща.

Борис Борщ в галерее УльтрамаринОдин из хорошо известных ныне пейзажистов Петербурга, художник Борис Борщ родился в  Могилеве в 1948 году. Если Петербург был окном в Европу, то Белая Русь воротами. Там и Польша, и Литва оставили европейский дух, а шедшее опять-таки из Европы  еврейское рассеяние, обосновавшись в «местечках», придавало краю неповторимый  колорит. После войны в городе мало осталось «истории», но уцелевшие уголки,  памятники провинциального барокко,  живописные излучины Днепра послужили основой эстетического воспитания будущего художника. Уже живя в Ленинграде, он каждый год проводил лето на родине и привозил оттуда массу работ. У нас в коллекции есть трогательный  рисунок  90-х годов, где мама художника перебирает лук. Лица почти не видно, но сама поза удивительно живая, а быстрые и точные штрихи наполняют работу движением, передающим волнение автора.

Рисовать он начал с детства, и увлечённость рисованием сопровождает его всю жизнь. Затем стал учиться живописи, решив посвятить себя искусству. В официальные системы тех лет его устремления не вписывались. Становление художника происходило самостоятельно методом проб и ошибок, но всегда с искренней самоотдачей. Он касался направлений, которые в отличие от навязываемого соцреализма, могли дать возможность полнее выразить себя. Показывать такие работы на официальных выставках в Могилеве было невозможно, как, впрочем, и в столицах, но там хотя бы была возможность общения со зрителем на выставках неофициального искусства. И вот в 1982 году Борис оказывается в Ленинграде. Здесь к этому времени образовалась организация свободных художников, сумевшая добиться права выставляться сравнительно регулярно. Началось со знаменательных «газаневских» выставок 1974-1975 г.г. Их грандиозный успех ошеломил не только публику, но и начальство. Последовала реакция. Вместе с тем стали интенсивно притекать новые силы. Слияние двух волн ленинградского андеграунда привело к образованию Товарищества экспериментального изобразительного искусства ТЭИИ. Первая выставка состоялась как раз в 1982 году, а во второй  в 1983 году уже участвовал новый член Товарищества художник Борис Борщ.



Борщ Б. Выставка в галерее УльтрамаринЕго работы тех лет, безусловно, были заметны, но, помнится, меня они не слишком тронули. Теперь, с позиций настоящего, зная и любя живописное его творчество последних лет, думаю, что в ранних  работах не было той подкупающей непосредственности, которая сейчас связывается накрепко с его именем. Попав в насыщенную художественную среду, познакомившись со многими направлениями ленинградского неофициального искусства, он почувствовал новые перспективы реализации своего таланта. Продолжились опыты в авангардных стилях, но к концу восьмидесятых художник обращается к воплощению впечатлений от непосредственно видимого. Отныне главной составляющей его творчества становится пленэр и портреты с натуры. Но прежний этап творчества, прикосновение к модернистским  изысканиям, освобождавшим от «отображения» вообще, привел к раскрепощению при «отображении» натуры на новом этапе творчества.

Можно найти в ленинградском искусстве той поры много близкого. Это художники арефьевского круга, особенно В. Шагин, Ш. Шварц и В. Громов, художники группы «11», особенно Г. Егошин, З. Аршакуни и примыкавшие к ним И. Соркин и Ю. Павлов, художники группы «8», особенно А. Заславский, с которым Борис очень подружился, А. Зинштейн, и, конечно, образовавшиеся в середине 80- х «Митьки». Наверное, были взаимовлияния, но главное — была атмосфера устремленности к созданию искреннего, свободного живописного отклика на зримый образ. Сохранялась чистая струя живописной ленинградской культуры 20-30 г.г.

Борщ Борис Выставка в галерее УльтрамаринРаботы Бориса Борща — это действительно живое писание. Каждое прикосновение кисти к холсту или грифеля к бумаге наполнено душевной энергией, нет ни одного безразличного. Энергия эта светлая, поэтичная, несмотря на, подчас, затененный колорит (был и такой период). Быстрота и кажущаяся «небрежность» исполнения не приводит к впечатлению легкой эскизности, наоборот, работы монументально построены, ощущается в них сосредоточенная напряженность. А мазки, где «точность точно под хмельком» как раз и создают поэтичность произведения. Привлекает художника пейзаж, особенно петербургский. Причем и архитектурный шедевр, и непрезентабельные задворки для него равноценный живописный мотив. Есть циклы (мало подходит это слово к импульсивной его натуре), написанные с одной точки. Здесь особенно заметно, как автор выстраивает свои «цветовые симфонии». Вернее вариации разнообразных колористических решений на одну тему, где конструктивная крепость цветовых пятен все объединяет. Сначала видишь слитно звучащий цветовой аккорд, действующий «музыкально», но ведь еще это и пейзаж, там есть и пространство, и настроение места, петербургское настроение.  Все это теснится в сердце художника, всё это теснится на его картинах. Так появился ещё один Петербург - Петербург художника Бориса Борща. Всегда его интересовал и человек. Это могли быть случайные мотивы и персонажи, но, в основном, он пишет портреты друзей и знакомых. Главное в модели он сразу ухватывает, но потом по-своему деформирует всё с присущим ему живописным напряжением, делая образ монументальным, экспрессивным.

На фоне головоломных всполохов в современном искусстве, живопись, казалось бы, вышла из сферы «актуальности». Анатолий Заславский даже придумал, для своих друзей-единомышленников забавное название «Безнадежные живописцы». Но радость рисования для людей вечна, и хорошая живопись, думается, всегда будет актуальна.

Н. Благодатов


 


Н. Благодатов на нашем портале

Благодатов Николай

О Н.И. Благодатове

Семен Белый

Семен Белый

Владимир Яшке

Странник из Зурбагана

 


 

 


  Источник

Галерея Ульрамарин 

Art-SPb.Info
23 Ноября 2013, 14:20
Раздел: Заметки искусствоведа


Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваше имя:


Контактный e-mail (не будет виден остальным):


Текст комментария:


Ответьте, пожалуйста, на вопрос (ответ на русском языке):
10x10




Новости культуры, живопись, графика, альбомы художников | сайт Art-Spb.info: Изобразительное искусство Санкт-Петербурга

нотный магазин джаз Музеи России - Профессионалу музейщику - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
    На главную